Проклятие «Оскара»: правда или миф?

Празднующая полувековой юбилей Мира Сорвино и другие актеры, не извлекшие из своих оскаровских триумфов весомых карьерных дивидендов
На каждую дюжину «Оскаров», делающую их обладателей звездами или как минимум привлекательными — в глазах продюсеров, режиссеров и зрителей — активами, приходится победа, которой уготована надлежащая строчка в энциклопедиях — и ничего больше. ELLE вспоминает самые яркие примеры оскароносных актеров, не сумевших — или не захотевших — развить свой успех.
МИРА СОРВИНО
«Оскар»: «Великая Афродита», 1996 («Лучшая актриса второго плана»)

Блеснув в неблагодарной роли «проститутки с золотым сердцем» в проходном фильме Вуди Аллена, вчерашняя дебютантка Сорвино остается каноническим примером «оскаровского проклятья». Дочь актера Пола Сорвино («Славные парни», «Ромео и Джульетта») может сетовать на невезение (комедия «Роми и Мишель на встрече выпускников» попала под определение культовой через годы после премьеры, хоррор «Мутанты» собрал худшую прессу в карьере Гильермо дель Торо), но и в выборе ролей она, прямо скажем, не преуспела: в этом веке ее резюме украсило разве что камео в телесериале «Доктор Хаус».
КЬЮБА ГУДИНГ-МЛАДШИЙ
«Оскар»: «Джерри Магуайер», 1997 («Лучший актер второго плана»)

Покорив миллионы эффектными выходами в ромкоме Кэмерона Кроу (его «Покажи мне деньги!» —безотлагательная голливудская классика) и на сцену лос-анджелесского Shrine Auditorium за «Оскаром» (который ему вручила, что характерно, Сорвино), Гудинг-младший отметился еще в нескольких хитах (вроде «Лучше не бывает» или «Гангстера»), но львиную часть последних 20 лет провел в выпускавшихся прямиком на DVD третьеразрядных боевиках, напомнив о себе разве что ролью О.Дж. Симпсона в телевизионной антологии «Американская история преступлений».
КИМ БЕЙСИНГЕР
«Оскар»: «Секреты Лос-Анджелеса», 1998 («Лучшая актриса второго плана»)

Успев сыграть у классиков калибра Роберта Олтмена (дважды) и Тима Бертона (в «Бэтмене»), а также прослыть узнаваемым по обе стороны Атлантики секс-символом (стараниями «9½ недель»), Бейсингер вышла на пик карьеры оскароносной ролью femme fatale в неонуаре Кертиса Хэнсона — после чего постепенно исчезла со всех радаров. Редкими исключениями стали роли матери Эминема в снятой тем же Хэнсоном «Восьмой миле» и бывшей любовницы Кристиана Грея в прошлогоднем сиквеле «50 оттенков серого».
РОБЕРТО БЕНИНЬИ
«Оскар»: «Жизнь прекрасна», 1999 («Лучший актер»)

Оскаровский триумф Бениньи (выигравшего в год, когда свои лучшие роли сыграли Джефф Бриджес, Эдвард Нортон и сэр Иэн МакКеллен) был явной аномалией, что красноречиво подтвердила его дальнейшая карьера. Адаптированный итальянцем «Пиноккио» удостоился 0% одобрения западной прессы, а в чужих фильмах он за все эти годы снялся ровно дважды: у старого приятеля Джармуша в «Кофе и сигаретах» и у Вуди Аллена в «Римских приключениях» (где не обошлось без метаюмористической сцены, в которой герой Бениньи выходит из кино со словами «а по-моему, это лучше, чем «Король говорит!»).
КЭТРИН ЗЕТА-ДЖОНС
«Оскар»: «Чикаго», 2003 («Лучшая актриса второго плана»)

Выиграв (и выступив!) на 75-й оскаровской церемонии, находившаяся на девятом месяце беременности Зета-Джонс словно сочла свою голливудскую миссию выполненной: если до бенефиса в мюзикле «Чикаго» ее фильмография пестрила блокбастерами, то после — преимущественно комедийным порожняком. Не прибавили ей очков и коллаборации с классиками (Спилбергом, Содербергом и Коэнами), зато возвращение к жанру мюзикла — на Бродвей, с главной ролью в очередной постановке «Маленькой серенады» — принесло премию «Тони».
ХИЛАРИ СУОНК
«Оскары»: «Мальчики не плачут», 2000 и «Малышка на миллион», 2005 («Лучшая актриса»)

Сертифицированный феномен, Суонк растратила впустую не один, но целых два шанса выбиться в суперзвезды — раз за разом выбирая роли в посредственных и коммерчески бессильных фильмах вроде «Истории с ожерельем», «Черной орхидеи» и «Амелии». Подобно многим переживающим кризис актерам, Хилари надеется на живительную силу телевидения: среди ее грядущих проектов — роли в сериалах, где реанимировать карьеру Суонк будут оскароносные режиссеры Алехандро Гонсалес Иньярриту и Дэнни Бойл.
ЖАН ДЮЖАРДЕН
«Оскар»: «Артист», 2012 («Лучший актер»)

Выигрывающим «Оскар» иностранным актерам объективно сложнее, чем их англоговорящим коллегам, и если некоторые из чужаков — Хавьер Бардем, Марион Котийяр — героически побеждают предрассудки (и собственный акцент), зарабатывая место в голливудской элите, то существенно более ограниченный в способностях Дюжарден оказался калифом на час. Исполнив камео у Скорсезе и Клуни, француз вернулся к ролям в галльских комедиях — которыми он прекрасно перебивался и до сенсационного успеха «Артиста».